Социология семейного воспитания: дошкольный возраст

Монография основана на результатах социологического исследования, проведенного в рамках исследовательской программы Центра социологии образования РАО по изучению социологических проблем дошкольного воспитания. В книге приводятся материалы социологического опроса родителей и обследования детей старшего дошкольного возраста.
В работе анализируются ценностные ориентации и воспитательные стратегии родителей, их отношение к государственной системе дошкольного воспитания. Особое внимание уделено изучению влияния демографических и социально-стратификационных факторов на формирование родительских стратегий воспитания. Специальный акцент сделан на выявлении типов реализуемых родителями стратегий при воспитании мальчиков и девочек в полной и неполной семье. Исследовано влияние родительских воспитательных стратегий на развитие ребенка.
Книга адресована специалистам в области педагогики, психологии, социологии и культурологии, работникам системы дошкольного воспитания, а также тем родителям, кто интересуется социологическими и психологическими проблемами воспитания. Материалы данной монографии могут быть использованы при подготовке студентов педагогических, социологических и психологических факультетов вузов, на курсах повышения квалификации работников сферы образования.
Выходные данные
Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Том VII. Выпуск XII. - Мю: Центр социологии образования РАО, 2002. - 247 с.
Содержание
Введение
ЧАСТЬ 1. Ценностные ориентации и воспитательные стратегии родителей детей дошкольного возраста
Глава I. Жизненные ориентации родителей детей дошкольного возраста
1.1.1. Значимость различных ценностей в структуре жизненных ориентаций родителей
1.1.2. Оценка родителями своих жизненных перспектив
1.1.3. Страхи и опасения родителей
1.1.4. Опыт структурного анализа ценностных ориентаций родителей детей дошкольного возраста
Глава II. Воспитательные стратегии родителей детей дошкольного возраста
1.2.1. Цели воспитания
1.2.2. Стили взаимодействия с ребенком
1.2.3. Наказание и поощрение
1.2.4. Особенности эмоционального самочувствия родителей при общении с детьми
1.2.5. Опыт структурного анализа воспитательных стратегий родителей
Глава III. Особенности семейного воспитания
1.3.1. Распределение бюджета времени
1.3.2. Ребенок и семейный досуг
1.3.3. Роль семьи в передаче ребенку культурного опыта
ЧАСТЬ 2. Отношение родителей детей дошкольного возраста к детскому саду
Глава I. Выбор детского сада
2.1.1. Родители перед дилеммой: воспитывать ребенка дома или в детском саду
2.1.2. Мотивация, определяющая желание родителей воспитывать ребенка в детском саду
2.1.3. Получение предварительной информации при выборе детского сада
2.1.4. Ориентации родителей на получение дополнительных услуг в детском саду
Глава II. Удовлетворенность родителей развитием ребенка в детском саду
2.2.1. Удовлетворенность родителей различными аспектами воспитания их ребенка в детском саду
2.2.2. Оценка родителями влияния детского сада на личностное развитие их ребенка
2.2.3. Удовлетворенность родителей условиями деятельности детского сада
Глава III. Отношение родителей к содержанию дошкольного воспитания
2.3.1. Отношение родителей к образовательным программам
2.3.2. Степень знакомства родителей с образовательными программами
Глава IV. Отношение родителей к воспитателю детского сада
2.4.1. Удовлетворенность родителей профессиональной квалификацией воспитателя
2.4.2. Мнение родителей о том, как воспитатель оценивает их ребенка
2.4.3. Общение родителей с воспитателем по поводу своего ребенка
2.4.4. Мнение родителей об отношении их ребенка к воспитателю
Глава V. Общение родителей с ребенком по поводу детского сада
2.5.1. Поведение родителей в случае отказа ребенка идти в детский сад
2.5.2. Ребенок о детском саде
Глава VI. Готовность родителей к оказанию помощи детскому саду
2.6.1. Степень готовности родителей к оказанию помощи детскому саду
2.6.2. Возможные формы участия родителей в оказании помощи детскому саду
ЧАСТЬ 3. Семья и особенности развития ребенка старшего дошкольного возраста: опыт социологического анализа
Глава I. Особенности интеллектуального развития ребенка-дошкольника
Глава II. Особенности эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста
2.1. Сравнительный анализ рисунков детей из полных и неполных семей
2.2. Опыт структурного анализа детских рисунков "Моя семья"
2.3. Особенности эмоционального состояния детей в детском саду
Глава III. Особенности игры современных дошкольников
Заключение
Литература