О центре Новости центра Текущие проекты Публикации Аспирантура Дискуссионный клуб Блог директора ИСО РАО главная карта сайта контакты
Центр Социологии Образования

Последние новости
02.10.2017 - 16:29
25.09.2017 - 16:27
19.09.2017 - 15:30
19.09.2017 - 15:29
Архив новостей


Социология семейного воспитания: дошкольный возраст

Социология семейного воспитания: дошкольный возраст

Монография основана на результатах социологического исследования, проведенного в рамках исследовательской программы Центра социологии образования РАО по изучению социологических проблем дошкольного воспитания. В книге приводятся материалы социологического опроса родителей и обследования детей старшего дошкольного возраста.

В работе анализируются ценностные ориентации и воспитательные стратегии родителей, их отношение к государственной системе дошкольного воспитания. Особое внимание уделено изучению влияния демографических и социально-стратификационных факторов на формирование родительских стратегий воспитания. Специальный акцент сделан на выявлении типов реализуемых родителями стратегий при воспитании мальчиков и девочек в полной и неполной семье. Исследовано влияние родительских воспитательных стратегий на развитие ребенка.

Книга адресована специалистам в области педагогики, психологии, социологии и культурологии, работникам системы дошкольного воспитания, а также тем родителям, кто интересуется социологическими и психологическими проблемами воспитания. Материалы данной монографии могут быть использованы при подготовке студентов педагогических, социологических и психологических факультетов вузов, на курсах повышения квалификации работников сферы образования.

 

Выходные данные

Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Том VII. Выпуск XII. - Мю: Центр социологии образования РАО, 2002. - 247 с.

 

Содержание

Введение

ЧАСТЬ 1. Ценностные ориентации и воспитательные стратегии родителей детей дошкольного возраста

Глава I. Жизненные ориентации родителей детей дошкольного возраста

1.1.1. Значимость различных ценностей в структуре жизненных ориентаций родителей

1.1.2. Оценка родителями своих жизненных перспектив

1.1.3. Страхи и опасения родителей

1.1.4. Опыт структурного анализа ценностных ориентаций родителей детей дошкольного возраста

Глава II. Воспитательные стратегии родителей детей дошкольного возраста

1.2.1. Цели воспитания

1.2.2. Стили взаимодействия с ребенком

1.2.3. Наказание и поощрение

1.2.4. Особенности эмоционального самочувствия родителей при общении с детьми

1.2.5. Опыт структурного анализа воспитательных стратегий родителей

Глава III. Особенности семейного воспитания

1.3.1. Распределение бюджета времени

1.3.2. Ребенок и семейный досуг

1.3.3. Роль семьи в передаче ребенку культурного опыта

ЧАСТЬ 2. Отношение родителей детей дошкольного возраста к детскому саду

Глава I. Выбор детского сада

2.1.1. Родители перед дилеммой: воспитывать ребенка дома или в детском саду

2.1.2. Мотивация, определяющая желание родителей воспитывать ребенка в детском саду

2.1.3. Получение предварительной информации при выборе детского сада

2.1.4. Ориентации родителей на получение дополнительных услуг в детском саду

Глава II. Удовлетворенность родителей развитием ребенка в детском саду

2.2.1. Удовлетворенность родителей различными аспектами воспитания их ребенка в детском саду

2.2.2. Оценка родителями влияния детского сада на личностное развитие их ребенка

2.2.3. Удовлетворенность родителей условиями деятельности детского сада

Глава III. Отношение родителей к содержанию дошкольного воспитания

2.3.1. Отношение родителей к образовательным программам

2.3.2. Степень знакомства родителей с образовательными программами

Глава IV. Отношение родителей к воспитателю детского сада

2.4.1. Удовлетворенность родителей профессиональной квалификацией воспитателя

2.4.2. Мнение родителей о том, как воспитатель оценивает их ребенка

2.4.3. Общение родителей с воспитателем по поводу своего ребенка

2.4.4. Мнение родителей об отношении их ребенка к воспитателю

Глава V. Общение родителей с ребенком по поводу детского сада

2.5.1. Поведение родителей в случае отказа ребенка идти в детский сад

2.5.2. Ребенок о детском саде

Глава VI. Готовность родителей к оказанию помощи детскому саду

2.6.1. Степень готовности родителей к оказанию помощи детскому саду

2.6.2. Возможные формы участия родителей в оказании помощи детскому саду

ЧАСТЬ 3. Семья и особенности развития ребенка старшего дошкольного возраста: опыт социологического анализа

Глава I. Особенности интеллектуального развития ребенка-дошкольника

Глава II. Особенности эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

2.1. Сравнительный анализ рисунков детей из полных и неполных семей

2.2. Опыт структурного анализа детских рисунков "Моя семья"

2.3. Особенности эмоционального состояния детей в детском саду

Глава III. Особенности игры современных дошкольников

Заключение

Литература