О центре Новости центра Текущие проекты Публикации Аспирантура Дискуссионный клуб Блог директора ИСО РАО главная карта сайта контакты
Центр Социологии Образования

Последние новости
29.06.2017 - 13:38
29.06.2017 - 13:38
29.06.2017 - 13:37
29.06.2017 - 13:36
Архив новостей


Ценностно-нормативные ориентации современного старшеклассника

Ценностно-нормативные ориентации современного старшеклассника

В настоящем сборнике представлены резкльтаты социологических исследований, которые были проведены сотрудниками Центра социологии образования РАО. Основная цель этих исследований состоит в попытке показать особенности социализации современного подростка в условиях ценносто-нормативной неопределенности и социальной нестабильности.

В первом разделе объединены статьи социально-этнографического характера. Две первых из них (В. С. Собкин и В. С. Собкин, Г. А. Емельянов) написаны на основе материалов кокретных социологических исследований, выполненных по достаточно сходным программам.

Основная задача, которая ставилась при разработке данных программ, это попытаться показать особенности становления ценностных ориентаций при переходе от подросткового возраста к юношескому у учащихся разных национальных групп. Таким образом, различия в ценностных ориентациях, если онги обнаружатся, могут быть объяснены не только современным социально-экономическим контекстом, но и достаточно фундаментальными культурными основаниями.

Завршают этот раздел две статьи А. М. Грачевой об особенностях межэтнического восприятия школьников разных национальностей.

Во втором разделе объединены статьи ряда социально-психологических исследований. Они отличаются от статей первого раздела не только по методам исследования, но и по своему предмету.

Так в статье Е. П. Авдуевской и С. А. Баклушинского рассматривается вопрос о влиянии быстрых социальных изменений, происходящих в нашем обществе, на социальное окружение подростков и формирование их ценностно-нормативных ориентаций.

Статья В. М. Слуцкого представляется достаточно оригинальной по самой постановке исследовательской задачи. Здесь не только прослеживается возрастная динамика профессиональных и жизненных планов детей и подростков, но и проводится их соотнесение с мнением родителей и представлениями самих родителей об их ориентациях в соответствующем возрасте.

 

Выходные данные

Ценностно-нормативные ориентации современного старшеклассника. Труды по социологии образования / Под ред. В.С. Собкина - М.: Центр социологии образования РАО, 1993.- Т.1, Вып.II. - 95с.

 

Содержание

В. С. Собкин. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций русских и еврейских подростков.

В. С. Собкин, Г. А. Емельянов Ценностные ориентации школьников Тувы.

А. М. Грачева Психосемантический сопоставительный анализ особенностей категорий сознания русских и еврейских старшеклассников в области межнационального восприятия.

А. М. Грачева Психосемантическое исследование межнационального восприятия тувинских старшеклассников.

Е. П. Авдуевская, С. А. Баклушинский Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений.

В. М. Слуцкий Социальные изменения и жизненные планы детей.