
Заведующий лабораторией Мониторинговых социологических исследований в образовании Института социологии образования РАО.
Контакты:
тел: +7 495 708 38 58
email: adamchuck@gmail.com
Должностные обязанности:
• Разработка программ исследований и инструментария.
• Подготовка методических рекомендаций по организации и проведению исследований. Разработка инструкций для координаторов опросов и интервьюеров.
• Автоматизация ввода данных: подготовка машиночитаемых форм, настройка аппаратно-программных комплексов для считывания машиночитаемых опросных бланков.
• Координация «полевых этапов» исследований. Руководство сбором и обработкой первичных данных исследований.
• Техническая валидизация данных. Проверка данных на валидность, «чистка» первичных данных, коррекция ошибок первичной обработки. Создание массивов данных. Перекодировка, подготовка расчетных переменных к анализу.
• Статистический анализ данных.
• Подготовка аналитических сводок, докладов, аналитических отчетов, научных статей, монографий и презентаций по материалам проведенных исследований.
Биография:
Адамчук Дмитрий Владимирович (1982 г.р.). В 2005 году окончил факультет психологии Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова (МГОПУ) и социально-психологический факультет Высшей гуманитарной школы им. С. Дубнова.
С 2000 года поступил на работу в качестве лаборанта в Институт социологии образования Российской академии образования, где в настоящее время занимает должность заведующего лабораторией мониторинговых социологических исследований в образовании. Автор более 60 работ, в числе которых несколько монографий, в области социологии девиантного поведения и здорового образа жизни, информатизации системы образования, оценки качества образования, проблем толерантности в подростковой субкультуре.
В 2008 году окончил аспирантуру ИСО РАО по специальности «Социальная психология» (19.00.05).
С 2005 по 2011 работал в Московском центре качества образования в должности специалиста, а затем руководителя отдела социологических исследований, занимаясь разработкой методик оценки удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образования в средних общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы. По результатам проведенных отделом социологических исследований издано 6 брошюр, адресованных органам управления образованием г. Москвы, педагогам и администраторам образовательных учреждений, а также участникам образовательного процесса и заинтересованным сторонам, формирующим социальный заказ на образовательные услуги.
С 2006 по 2011 гг. занимал по совместительству должность специалиста лаборатории социокультурных проблем в образовании Московского городского психолого-педагогического университета. Принимал участие в разработке программ и инструментария специализированных социологических исследований, направленных на внутреннюю экспертизу деятельности университета (оценку качества образовательного процесса, оценку эффективности образовательных программ), а также руководил обработкой статистических данных и подготовкой аналитических отчетов по результатам проведенных лабораторией исследований.
Занимался преподавательской деятельностью в Высшей гуманитарной школе им. С. Дубнова в 2005-2006, читая курс лекций «Основы социологии». В 2005-2007 гг. работал с учащимися старших классов, преподавая авторский спецкурс "Социология и социальная психология" по предмету «Введение в профессию» в средней общеобразовательной школе №315 г. Москвы.
С 2007 по настоящее время, помимо основной научной деятельности, выступает консультантом по проведению социологических исследований и оценке эффективности программ и проектов для различных организаций и фондов (Национальный фонд подготовки кадров (НФПК), программа Intel «Обучение для будущего», Global Business Coalition on HIV/AIDS, tuberculosis and malaria (GBC), Coca-cola Hellenic Russia и др.)
Женат, имеет 2 сыновей.
Круг научных интересов: социология образования; информатизация системы образования; оценка качества образования; оценка эффективности проектов и программ; социология и психология девиантного поведения; сексуальное поведение подростка; психология искусства; проблемы толерантности, неравенства и социальной мобильности; социальная активность подростка.
Список публикаций:
1. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Выпускные надежды // Первое сентября. — 2002. — №39 (1115)
2. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. «Дети до…» становятся все младше // Первое сентября. — 2003. — №73 (1240)
2а. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. «Дети до…» становятся все младше // Подросток в семье и школе (В помощь родителям). Советы и рекомендации (по материалам периодических педагогических изданий). — Пермь: 2005. - С. 35-41.
3. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Толерантность подростка к людям, проявляющим девиантные формы поведения // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIII / Под ред. В.С.Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. - с. 217-236.
4. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подростковая девиация: ценностные ориентации и жизненное самоопределение. Труды по социологии образования— М.: Центр социологии образования РАО, 2004. — Т. IX., вып. XV. — С. 195-209
5. Сексуальное поведение в период подростничества: социально-психологические аспекты // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2004. – №1. – С. 28-34,
6. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Сексуальное поведение в период подростничества: социально-психологические аспекты // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2004. – №2. – С. 24-30.
7. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: отклоняющееся поведение и возрастной кризис // Начальная школа плюс до и после. — 2004. — №3. С.20-25.
8. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявление девиации в подростковой субкультуре: возрастная динамика и гендерная специфика // Вопросы психологии. — 2004. — №3. — С. 3-18.
9. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Сексуальное поведение в подростковом возрасте // Труды по социологии образования. — М.: Центр социологии образования РАО, 2004. — Т. IX, вып. XV — С. 163-184.
10. Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Особенности сексуального поведение в подростковой среде // Начальная школа плюс до и после. — 2004. — №3. — C. 25-29.
11. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Наркотики в подростковой среде // Здоровье детей и школа. Сборник материалов научно-практической конференции педагогических коллективов экспериментальных школ РАО - М.: РАО,2005. - С.65-71.
12. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Возрастные и гендерные особенности отношения подростков к спорту // Вопросы психологии. — 2005. — №2. — С.85-96.
13. V.S. SOBKIN, Z.B. ABROSIMOVA, D.V. ADAMCHUK, AND E.V. BARANOVA Manifestations of Deviation in the Adolescent Subculture // Russian Education & Society , vol. 47, no. 7, July 2005, pp. 49–71. (V.S. SOBKIN, Z.B. ABROSIMOVA, D.V. ADAMCHUK, AND E.V. BARANOVA)
14. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации . Труды по социологии образования. — М.: Центр социологии образования РАО, 2005. — Т. X, вып. XVII — 359 с.
15. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Баранова Е.В., Марич Е.М., Маркина О.С., Николашина Е.В., Руднев М.Г., Ткаченко О.В., Федотова А.В. Отношение к усыновлению и опекунству: мотивация, субъективные риски и социальные барьеры (по материалам социологического опроса усыновителей и опекунов). Труды по социологии образования. — М.: Центр социологии образования РАО, 2006. — Т. XI, вып. XIX — 127 с.
16. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Особенности потребления алкоголя в подростковой среде // Вестник практической психологии образования - 2006. - N 1(6) январь-март - С.39-48.
17. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Подростковая субкультура: поведенческие риски и девиации. Материалы III международного Конгресса "Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья" - Казань, 23-26 мая 2006 г. - С.5-11.
18. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Методическое руководство для проведения мониторинговых социологических исследований проявления толерантности в подростковой среде. Труды по социологии образования. Том.XI. Вып.XVIII / Под ред. В.С.Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2006. – с. 105-222.
19. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений // Вестник практической психологии образования - 2006. - N 2(7) апрель-июнь - С.26-35.
20. V.S. SOBKIN, Z.B. ABROSIMOVA, D.V. ADAMCHUK, AND E.V. BARANOVA Age and Gender Characteristics of Adolescents’ Attitudes Toward Sports // Russian Education and Society, vol. 48, no. 3, March 2006, pp. 60–77. (V.S. SOBKIN, Z.B. ABROSIMOVA, D.V. ADAMCHUK, AND E.V. BARANOVA)
21. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Курящий подросток // Дитя человеческое — №3 — 2006 — с. 14-20.
22. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Пьющий подросток // Дитя человеческое — №4 — 2006 — с. 8-13.
23. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Отношение участников образовательного процесса к информационно-коммуникационным технологиям (по материалам социологического опроса администраторов школ, учителей и учащихся в пилотных регионах проекта ИСО) – М.: Центр социологии образования РАО, 2006. – 182 с.
24. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Школьник и информационно-коммуникационные технологии: возрастные особенности и регионально-поселенческая специфика // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XX / Под ред. В.С.Cобкина. – М.:Центр социологии образования РАО, 2006. – 167 с.
25. Адамчук Д.В. Возрастные особенности девиантного поведения: от школьника к студенту // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XX / Под ред. В.С.Cобкина. – М.:Центр социологии образования РАО, 2006. – 167 с.
26. Собкин В.С., Николашина Е.В., Адамчук Д.В. Опыт использования «шкалы межнациональной толерантности» в социально-психологических исследованиях // Вестник практической психологии образования - 2007. - №2(11) апрель-июнь 2007 — с. 14-22.
27. Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Отношение родителей учащихся к школе, Приоритетному национальному проекту «Образование» (социологическое исследование) - Серия: «Приоритетный национальный проект «Образование»» / Отв. Редактор Л.Е. Курнешова. — М.: Московский центр качества образования, 2007. -56 с.
28. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Подростковый возраст: временные ресурсы и структура свободного времени // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2006(6) №2, 2007(7), №1, с. 49-56; с. 56-67.
29. Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Отношение родителей и учителей к проблемам качества образования в современной школе Серия: «Приоритетный национальный проект «Образование»» / Отв. Редактор Л.Е. Курнешова. — М.: Московский центр качества образования, 2008. — 48 с.
30. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Мониторинг социальных последствий информатизации: что изменилось в школе за три года? — М.:Институт социологии образования РАО, 2008. — 159 с.
31. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Информационно-коммуникационные технологии в учебной и досуговой деятельности учащихся Омской области // Образование Омской области №2(15) 2008 – с 20-24.
32. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Агрессивный подросток // Дитя человеческое — №1 — 2008 — стр. 14-20.
33. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Вольный подросток // Дитя человеческое— № 2 — 2008 — стр. 14-20.
34. Адамчук Д.В. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога // Социология образования: Труды по социологии образования. Т. XIII. Вып. XXII / Под ред. В.С.Cобкина. – М.:Институт социологии образования РАО, 2009. – с. 158-178.
34а. Адамчук Д.В. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога // Инновации в профессиональной школе. Приложение к журналу «Профессионально образование. Столица». №8, 2009. – с.19-34. (Социология образования. / сб. научных статей под ред. В.С. Собкина // Инновации в профессиональной школе. – М.: АПО, 2009. – 54 с.)
35. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Баранова Е.В., Маркина О.С., Ткаченко О.В. Учитель о влиянии ЕГЭ на качество школьного образования // Социология образования: Труды по социологии образования. Т. XIII. Вып. XXII / Под ред. В.С.Cобкина. – М.:Институт социологии образования РАО, 2009. – с. 179-214.
35а. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Баранова Е.В., Маркина О.С., Ткаченко О.В. Учитель о влиянии ЕГЭ на качество школьного образования // Инновации в профессиональной школе. Приложение к журналу «Профессионально образование. Столица». №8, 2009. – с. 34-52. (Социология образования. / сб. научных статей под ред. В.С. Собкина // Инновации в профессиональной школе. – М.: АПО, 2009. – 54 с.)
36. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Иванова А.И., Коломиец Ю.О., Лиханов И.Д., Нарбутт Д.А. ЕГЭ: опыт социологического анализа // Вести образования №18 (138) 15-30 сентября 2009. – с. 12-13.
37. Адамчук Д.В. Социальный портрет московского старшеклассника (по материалам социологического исследования) // Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Московский центр качества образования, 2009. – 56 с.
38. Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Отношение родителей и учителей к проблемам качества образования в современной школе (социологическое исследование). Выпуск 2. Серия: «Приоритетный национальный проект «Образование»» / Отв. Редактор Л.Е. Курнешова. — М.: Московский центр качества образования, 2009. — 64 с.
39. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Коломиец Ю.О., Лиханов И.Д., Иванова А.И., Нарбутт Д.А. Плюсы и минусы ЕГЭ // ж. - "Дитя человеческое" - 2009 - N 5 С. 9-15.
40. Адамчук Д.В. Компьютерные бдения // Дети в информационном обществе. — 2009. —№2. — с.44-45.
41. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Коломиец Ю.О., Лиханов И.Д., Иванова А.И. Социологическое исследование результатов ЕГЭ // Социология образования: Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / Под ред. В.С.Cобкина. – М.:Институт социологии образования РАО, 2010. – с. 9-31.
42. Адамчук Д.В. Отношение учащихся основной школы к информационно-коммуникационным технологиям // Социология образования: Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / Под ред. В.С.Cобкина. – М.:Институт социологии образования РАО, 2010. – с. 97-117.
43. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Употребление алкоголя и наркотиков школьниками и студентами // Молодежь и социум: психологические и педагогические проблемы. — Сборник статей / Под ред. Проф. А.А. Реана. — Московский университет МВД России, 2010. — с. 12-22.
44. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Коломиец Ю.О., Лиханов И.Д., Иванова А.И. ЕГЭ-2009 в контексте социологического исследования// Образовательная политика. – 2010. - №3. – С. 23-34.
45. Адамчук Д.В. Проблемы качества образования: мнения администраторов, педагогов, родителей и школьников / Отв. Редактор Л.Е. Курнешова. — м.: Московский центр качества образования, 2010. — 32 с.
46. Адамчук Д.В. Отношение родителей и учащихся к проблемам качества образования в современной школе // Актуальные вопросы развития государственно-общественного управления образванием. Сб. научных статей и докладов по материалам научно-практической конференций и круглых столов 2008-2010 гг. - М.: МГПИ, 2010. - с.19-29.
47. Адамчук Д.В. Подростковое табакокурение в Москве и Риге: распространенность, интенсивность, особенности мотивации // Социология образования: Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVII / Под ред. В.С.Cобкина. – М.:Институт социологии образования РАО, 2011. – с. 75-103.
48. Собкин В.С., Коломиец Ю.О., Адамчук Д.В., Маркина О.С., Иванова А.И. Молодежная субкультура – зона потенциальных рисков пропаганды ксенофобии, фанатизма и экстремизма // Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска. — М., 2011. — С. 299-364.
49. Адамчук Д.В., Иванов И.Д. Социальный портрет московского старшеклассника 2010-2011 гг. (по материалам социологического исследования). – М.: Московский центр качества образования, 2011. – 48 с.
50. Адамчук Д.В. Отношение учащихся Москвы и Риги к употреблению алкоголя // Musdienu skoleni Riga un Maskava. — Izdevnieciba “RaKa”, 2011. — С. 200-217.
51. Адамчук Д.В. Подростковое табакокурение в Москве и Риге: распространенность, интенсивность, особенности мотивации // Musdienu skoleni Riga un Maskava. — Izdevnieciba “RaKa”, 2011. — С. 220-249.
52. Адамчук Д.В. Особенности подросткового табакокурения в Москве и Риге: возрастная динамика, гендерная специфика, мотивационные аспекты // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2011(11), №2. С. 29-42.
53. Адамчук Д.В. Социальная активность подростка: участие в деятельности добровольных ассоциаций // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII / Под ред. В.С.Cобкина. – М.:Институт социологии образования РАО, 2012. – с. 88-99.
54. Адамчук Д.В. Особенности отношения учащихся Москвы и Риги к употреблению алкоголя // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII / Под ред. В.С.Cобкина. – М.:Институт социологии образования РАО, 2012. – с. 100-109.
55. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Особенности восприятия живописи Пикассо: опыт психосемантического исследования // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII / Под ред. В.С.Cобкина. – М.:Институт социологии образования РАО, 2012. – с. 257-289.
56. Адамчук Д.В. Употребление алкоголя в подростковом возрасте (по материалам кросскультурного исследования учащихся школ Москвы и Риги) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2013 (13), №1. С. 96-107.
57. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Духанина Л.Н. Современный учитель: удовлетворенность материальным статусом // Педагогическое образование в государствах – участниках СНГ: современные проблемы, теории и практика: сб. науч. ст./ под общ. ред. И.И. Соколовой. — СПб.: ФГБНУ «ИПООВ РАО», 2014. — С. 48 – 58.
58. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Духанина Л.Н. Социальное самочувствие педагога: материальный статус (Отсутствие какой-либо динамики в своем материальном статусе отмечает каждый второй педагог) // Интернет-ресурс «Учительская Газета» — URL: http://www.ug.ru/article/756
59. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Алкоголизация подростковой среды: возрастная динамика, гендерная специфика и кросс-культурные особенности // Вестник Московского университета МВД России — №3, 2014. — С. 219 – 225.
60. Собкин В.С., Адамчук, Д.В., Федотова А.В. Подросток: о допустимости вступления в сексуальные отношения // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2014. — № 2. — С. 25–32.
61. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Жуков И.Д., Янбекова Д.В. Изменения мотивационно-целевых аспектов деятельности учителя на разных этапах его профессиональной карьеры // Педагогика. — 2014. — № 9. —С. 69-80.
62. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Жуков И.Д., Янбекова Д.В. Отношение учителей к проблеме внедрения инноваций в практику образования. //Человек и образование. — 2014. — № 2 (40). — С. 26-43.
63. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Федотова А.В. Мнение подростков о допустимости сексуальных отношений // Дети и общество: социальная реальность и новации. Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и новации» // Ред. коллегия: В.А. Мансуров отв. редактор, Губанова А.Ю., Ермолаева Ю.В., Иванова Е.Ю., Колосова Е.А., Майорова-Щеглова С.Н., Стрельцова И.А., Юрьев П.С. – Москва: РОС, 2014 г. — С. 1171-1179.
64. Adamchuk D.V., Smyslova М.М., Sobkin V.S Russian Teenager: Attitude towards Psychical, Physical and Sexual Violence // Sociology and Criminology. — 2014. — Volume 2, Issue 2. — doi: 10.4172/2375-4435.1000114.
65. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный российский педагог: эскиз к социологическому портрету — М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2015. — 60 с.
66. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Социология образования: Единый государственный экзамен в контексте педагогической деятельности // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2015. — № 2. — С. 49-56.
67. Адамчук Д.В. И др. Мы все живем между триумфом и травмой, или Какой должна быть Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025)? // Учительская газета. — 2015. — № 9. — С. 6-7.
68. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Учитель о состоянии школьного образования (по материалам социологического опроса) // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 4. С. 2-8.
69. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Какие перемены нужны современному образованию (о профессиональном самочувствии школьного учителя) // Учительская газета. №16 (10565) от 21 апреля 2015 г. — с. 8-9.
70. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Оптимисты реже обижаются и чаще радуются // Учительская газета. №27 (10576) от 07 июля 2015 г. — с. 18-19.
71. Собкин В.С., Адамчук Д.В. К вопросу о профессиональном развитии педагога: повышение квалификации и членство в педагогических сообществах // Вестник тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. — №2(2). — 2015. — С.20-40.