О центре Новости центра Текущие проекты Публикации Аспирантура Дискуссионный клуб Блог директора ИСО РАО главная карта сайта контакты
Центр Социологии Образования

Последние новости
02.10.2017 - 16:29
25.09.2017 - 16:27
19.09.2017 - 15:30
19.09.2017 - 15:29
Архив новостей


Чучело

Чучело

Монография основана на результатах социально-психологического исследования, в котором приняли участие учащиеся 8-х, 10-х классов общеобразовательных школ г. Москвы. В работе анализируются вопросы, связанные с особенностями понимания зрителями сюжетнособытийной композиции художественного фильма. Дается психологическая интерпретация ключевых эпизодов, актуализирующих процессы смыслообразования и эмоционального переживания в процессе восприятия. Специальное внимание уделено изучению влияния кинофильма на трансформацию структурных компонентов Я-концепции зрителей-подростков. Отдельные главы монографии посвящены рассмотрению вопросов понимания мотивационной структуры поведения главных героев, а также влиянию личного опыта переживания школьной травли (буллинга) на мотивационную атрибуцию действий киноперсонажей. Книга адресована специалистам в области психологии, педагогики, искусствознания и культурологии, практическим работникам в сфере образования. Представленные материалы могут быть использованы при подготовке спецкурсов по психологии и социологии искусства, при подготовке студентов психологических и социологических факультетов вузов, а также курсов повышения квалификации работников сферы образования.

PDF-версия (4,1 Mb)

 

 

 

Cодержание

Вdедение ................................................ 5

Глава Первая

Понимание зрителями сюжетно-событийной композиции фильма ... 9

1.1. Оценка актуальности художественного фильма ... 9

1.2. Содержательные доминанты при восприятии художественного фильма ... 14

1.3. Структурные особенности взаимосвязей между содержательными доминантами ... 17

1.4. Динамика киноповествования и смыслообразование ... 21

1.5. Сцены, вызвавшие наиболее сильные зрительские переживания ... 33

1.6. Структура связей эмоциональных центров  художественного фильма ... 35

1.7. Понимание зрителями особых тематических линий киноповествования ... 37

 

Глава вторая

Влияние фильма на трансформацию структурных компонентов я-концепции зрителей-подростков ... 55

2.1. Методика и основные результаты ... 56

2.2. Различные типы влияния фильма на трансформацию структурных компонентов Я-концепции ... 60

 

Глава третья

Герой и антигерой: Понимание мотивационной структуры Поведения киноперсонажа ... 71

3.1. Методика исследования ... 73

3.2. Представление подростков о мотивационной структуре поведения Лены Бессольцевой ... 76

3.3. Представление подростков о мотивационной структуре поведения Димы Сомова ... 104

 

Глава четвертая

Влияние опыта пережипания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» ... 117

4.1. Опыт участия подростков в ситуациях школьной травли ... 121

4.2. Понимание мотивационной структуры действия персонажа в зависимости от опыта переживания
школьной травли ... 124

 

Заключение . . . 131

Литература . . . 135

Приложения . . . 141