О центре Новости центра Текущие проекты Публикации Аспирантура Дискуссионный клуб Блог директора ИСО РАО главная карта сайта контакты
Центр Социологии Образования

Последние новости
29.06.2017 - 13:38
29.06.2017 - 13:38
29.06.2017 - 13:37
29.06.2017 - 13:36
Архив новостей


Отношение учителей к Единому Государственному Экзамену

Отношение учителей к Единому Государственному Экзамену

Монография подготовлена по материалам социологического опроса 2334 учителей общеобразовательных школ, который был проведен Институтом социологии образования РАО в четырех регионах (Москва, Московская область, Красноярский и Ставропольский края). 

В опросе принимали участие учителя сельских и городских школ, преподающие различные учебные дисциплины в старших классах.

В работе анализируются мнения учителей об адекватности ЕГЭ как объективного показателя при итоговой аттестации и вступительных испытаниях в вуз. Специальное внимание уделено представлениям педагогов о социальных функциях ЕГЭ и тех рисках, которые связаны с введением ЕГЭ. Обсуждается круг вопросов, касающихся влияния ЕГЭ на различные компоненты учебной деятельности: цели, содержание, методы преподавания и формы контроля. Специальная глава посвящена проблемам повышения профессиональной квалификации учителей в связи с введением ЕГЭ.
Монография адресована специалистам в области педагогики, психологии и социологии, практическим работникам системы образования. Представленные материалы могут быть использованы при подготовке спецкурсов по социологии образования для студентов педагогических факультетов, факультетов социологии и социальной работы, а также курсов повышения квалификации работников образования.

PDF- версия монографии

 

Выходные данные
Собкин В.С. Отношение учителей к Единому Государственному Экзамену (по материалам социологического исследования). Труды по социологии образования. Т. XIII. Вып. XXIII.– М.: Институт социологии образования РАО, 2009.— 191 с.

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................5

Глава 1

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЕГЭ.........................................................................13

1.1. ЕГЭ как инструмент объективной оценки качества образования.......13

1.2. Влияние ЕГЭ на доступность разных видов профессионального
образования.......................................................................................................21

1.3. ЕГЭ как инструмент социального стимулирования развития
образовательного процесса..........................................................................24

Глава 2

РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ВВЕДЕНИЕМ ЕГЭ.................................................30

2.1. Еще раз об объективности ЕГЭ..................................................................30

2.2. Оценка учителями сложности тестовых заданий по ЕГЭ.................32

2.3. ЕГЭ и социальное манипулирование.......................................................36

2.4. Влияние ЕГЭ на качество образования...................................................37

2.5 Учитель о возможности фальсификации результатов ЕГЭ.............44

2.6 Влияние ЕГЭ на социально.психологическое самочувствие
учащихся.............................................................................................................48

Глава 3

ВЛИЯНИЕ ЕГЭ НА РАЗЛИЧНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
................................................................................51

3.1. Влияние ЕГЭ на образовательные цели..................................................51

3.2. Влияние ЕГЭ на содержание образования.............................................54

3.3. Влияние ЕГЭ на изменение учебных программ...................................56

3.4. Влияние введения ЕГЭ на изменение методов преподавания........57

3.5. Влияние ЕГЭ на применение тестовых форм оценки знаний
учащихся.............................................................................................................61

3.6 Влияние ЕГЭ на изменение временных ресурсов учебной
деятельности.....................................................................................................66

Глава 4

ЕГЭ И ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
..........................................................................73

4.1. Тематика ЕГЭ в системе повышения квалификации
педагогических кадров...................................................................................73

4.2. Анализ отношения учителей к учебно.методической
литературе по подготовке к ЕГЭ................................................................75

4.3. Влияние введения ЕГЭ на освоение учителем инноваций
и на характер его профессиональной коммуникации.........................79

4.4. Влияние результатов сдачи ЕГЭ на социальную оценку
профессиональной деятельности учителя..............................................85

Глава 5

ОПЫТ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ
ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ К ЕГЭ
......................................................................91

5.1. Структурный анализ влияния профессиональной позиции
учителя на его отношение к ЕГЭ...............................................................91

5.2. Структурный анализ влияния регионально.поселенческих
параметров на отношение учителей к ЕГЭ...........................................101

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................108

ЛИТЕРАТУРА...............................................................................................................110

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Анкета для учителей...............................................................115

Приложение 2. Распределения ответов учителей......................................143

Приложение 3. Результаты факторного анализа о влиянии
профессионально статусных параметров на отношение
учителей к ЕГЭ..............................................................................................176

Приложение 4. Результаты факторного анализа о влиянии
регионально.поселенческих параметров на отношение
учителей к ЕГЭ..............................................................................................184